Ваз 2112: замена прокладки ГБЦ часть 2
Теперь можно разглядеть, что из себя представляют старая прокладка ГБЦ, привалочные поверхности БЦ и ГБЦ, зеркала цилиндров, поверхности поршней, каково состояние направляющих втулок (это короткие трубочки, вставленные в расточки блока у болтов №№ 7 и 9. Они позволяют чётко и однозначно фиксировать положение ГБЦ на БЦ) Как правило, прокладка представляет из себя ужасное зрелище. Примерно такое, как на фото в начале статьи.
В нашем движке обнаружилось, что в четвертом цилиндре металлическая окантовка прокладки лопнула, а в самом цилиндре полно тосола. Кстати, тосол был везде — в приёмной трубе глушителя, в ресивере, во всех всасывающих патрубках, на дроссельной заслонке. Далее по порядку:
а) удаляете старую прокладку, и чистите поверхность блока цилиндров от её остатков и нагара. Делать это нужно аккуратно. Ни в коем случае не применяйте грубую наждачную бумагу! Для чистки БЦ можно использовать старую железную щётку, у которой от частого употребления загнулись железные волоски. Такая щётка гораздо менее “агрессивная”, чем новая, и позволяет чистить как БЦ, так и ГБЦ, не царапая поверхности. То, что не “взяла” щётка, удаляете алюминиевым или латунным скребком.
Во время чистки БЦ старайтесь не повредить направляющие втулки! Что касается меня, то я всегда вытаскиваю старые втулки, чтобы они не мешали ответственному делу, и впоследствии заменяю их на новые. Тем более, что на нашем движке одна из втулок была смята. Видимо, в одной из предыдущих разборок — сборок двигателя пацаны (а может быть, и удалые сервисмены) промахнулись и шарахнули по ней с размаху тяжёлой ГБЦ;
б) Чистите днища поршней от нагара — той же щёткой и скребками. Чистка происходит в два приёма — сначала поршни №№ 1 и 4 в положении ВМТ, затем 2 и 3, провернув коленвал на 180 градусов. Кстати, поворачивать коленвал удобнее за ступичный ключ, при включённой четвёртой или пятой передаче;
в) продуваете сжатым воздухом поверхности БЦ и поршней, а также выдуваете из резьбовых отверстий под болты всю грязь, тосол и масло. Делайте это аккуратно — рядом с отверстиями для болтов, в водяной рубашке блока находится тосол, который немедленно поднимется ввысь при случайном попадании в него мощной струи сжатого воздуха. И, самое главное, распишет ваше лицо безобразными грязными разводами. Брр!
Далее. Все резьбы под болты должны быть абсолютно свободны от любой жидкости и мусора! (кстати, все болты должны легко, от руки, вворачиваться в отверстия на БЦ)
Если у вас нет сжатого воздуха, то жидкость можно вытянуть фитилями, скрученными из тряпок. Тряпками же можно собрать и всю другую грязь. Но, тем не менее, сжатый воздух по эффективности вне конкуренции. Поэтому, придумайте что — нибудь, чтобы он у вас был. Например, можно попробовать применить электрический шинный насос, или баллончик с сжатым воздухом для чистки компьютерной электроники, или ещё чего нибудь. В общем, шевелите мозговою извилиной — ведь для себя стараетесь.
г) чистите привалочную поверхность ГБЦ от остатков прокладки, а также поверхности камер сгорания и тарелок клапанов от нагара и остатков рабочих жидкостей. Чистите как следует, пользуйтесь щёткой, мягкими скребками и сжатым воздухом.
д) проверяете состояние зеркал цилиндров и износ поршневых колец. Делается это ради чистого любопытства, для того, чтобы определить остаточный ресурс двигателя до ближайшего ремонта ( конечно, если износ и тех и других запредельный — в верхней части зеркала есть ощутимый “уступ”, а поршни “болтаются” в цилиндрах, то двигатель нужно ремонтировать. Но об этом — в другой раз).
Заменяете, если нужно, шпильки выхлопного коллектора. Если шпильки уцелели, то обязательно пройдите резьбы плашкой М10/1,25. Сделать это обычным воротком не удастся — мешают соседние шпильки. Лучше сделать на плашке две лыски (наждаком), и с помощью разводного ключа пройти резьбу. Это здорово облегчит последующее заворачивание гаек. Кстати, при высверливании остатков шпилек обязательно заткните тряпкой отверстие для выхода выхлопных газов на выпускном коллекторе. Иначе стружка и остатки шпилек могут попасть в цилиндры двигателя.
Не тешьте себя иллюзией, что вся грязь вылетит с выхлопными газами — это не так (подробнее о последствиях см. часть 2).
Если вы сомневаетесь в свойствах тряпки удерживать посторонние частицы, то лучше снимите коллектор, а уже потом займитесь ремонтом шпилек.
Написал Homa, март — апрель 2009
1 Апрель 2010 в 20:45
А мы не смогли заменить. В автосервис обратились
2 Апрель 2010 в 09:19
Надеюсь, денег не очень много взяли?
А если серьёзно — в другой раз сможете. Было бы желание