Гаражный автоэлектрик, часть 1

Гаражный мастер – это не только мастер по ремонту кузова.
Гаражный мастер – это универсал: ему приходится ремонтировать не только кузовные детали и их ЛКП, но и всё, что ни попадя.
В том числе, и электрику.
Уровень проблем, возникающих с электричеством, может быть разным:
1. Замена обломанных кабельных наконечников (штекеров) на проводах, подходящих к автомобильным датчикам – например, температуры охлаждающей жидкости, давления масла, включения электрического вентилятора охлаждения, и т.д.
2. Восстановление перебитых или сгоревших в результате тех или иных ЧП проводов в автомобильной проводке.
3. Ремонт и модернизация электропроводки олдтаймеров.
4. Самостоятельная установка электрических и электронных приборов – например, автомобильной сигнализации, электронного зажигания, бортового компьютера, автомобильной музыки, или даже дополнительного фонаря стоп-сигналов.
5. В некоторых случаях при демонтажных работах проще перекусить некоторые провода и восстановить соединение после сборки, нежели, изнемогая, снимать электрические жгуты целиком, в сборе.
Бывает и так: проводка повреждается в результате фатальных событий, происходящих в процессе снятия и постановки разных агрегатов автомобиля: например, КПП иногда снимают вместе с проводами датчика заднего хода.
Все многообразные работы по «электричеству» сводятся к следующим:
1. Соединение, или как говорят в гаражах, «сращивание» многожильных проводов. Например, вам нужно удлинить многожильный медный провод.
В этом случае соединение проводов осуществляется специальными обжимными клещами (смотрите Фото 1) с помощью изолированных кабельных муфт «под обжим» (или «опрессовку»), смотрите Фото 2,3.
Последовательность действий по соединению двух многожильных проводников выглядит следующим образом:
а) Концы соединяемых проводов необходимо зачистить от изоляции (Фото 4,5,6) Это делается с помощью так называемого съёмника изоляции, или «стриппера» (Фото 1, крайний справа)
б) Одеваем на зачищенный конец подходящую кабельную муфту, и «обжимаем» специальными клещами для обжима (смотрите Фото 1,7,8,9,10)
в) Вставляем в другой конец кабельной муфты другой провод, и также обжимаем его, Фото 11.
Всё! Соединение готово.
Кабельные муфты «под обжим» обеспечивают механически прочное и надёжное электрическое соединение двух проводов, и не требуют дополнительной изоляции.
Наиболее популярные кабельные муфты (Фото 2) предназначены для соединения проводников сечением:
до 1,5 мм – красного цвета
до 2,5 мм – синего цвета
до 6 мм – жёлтого цвета.
Матрица на обжимных клещах также имеет цветовой код для правильной ориентации обжимаемых муфт.
2. Подключение к проводникам различного рода кабельных наконечников с разной формой контактов — плоский или круглый штекер, кольцевой (под «винт»), вильчатый, штыревой и др.
«Обжим» кабельных наконечников на проводах происходит так же, как и «обжим» кабельных муфт:
а) Зачищаете, извиняюсь, конец провода «стриппером», Фото 12
б) Одеваем на зачищенный конец провода кабельный наконечник , Фото 13
в) Обжимаем кабельный наконечник, Фото 14
Соединение готово, Фото 15
Следует помнить, что кабельные наконечники, так же, как и кабельные муфты, различаются по сечению проводников и имеют точно такой же цветовой код:
до 1,5 мм – красного цвета
до 2,5 мм – синего цвета
до 6 мм – жёлтого цвета.
3. Подключение к штатным проводам автомобильной электропроводки.
Такая задача встречается всякий раз, когда на автомобиль нужно установить тот или иной гаджет, например, сигнализацию.
В этом случае необходимо подключаться к проводам штатной проводки. Как бы это пришлось делать «классическим» способом?
Пришлось бы удалять часть изоляции, затем каким-то образом подключать к этому месту тот или иной проводник – например, с помощью пайки.
Пайка – самый надёжный вид электрического соединения, но лезть с горячим паяльником куда – то там в глубину автомобиля, и так много раз подряд…
Замечу, что подключаться к штатной проводке – долгая и изнурительная затея.
Но.
Для этого не обязательно так изнемогать. В наше высокотехнологичное время существуют специальные муфты-терминалы, которые позволяют делать это легко и непринуждённо:
а) Надеваете на нужный проводник муфту — терминал (тёмно — синий, Фото 16)
б) Вставляете в муфту — терминал проводник от вашего гаджета (светло — голубой, Фото 17)
в) Удерживая проводники в муфте, пассатижами вдавливаете металлическую пластинку на корпусе муфты, Фото 18
г) Закрываете на защёлку крышку муфты, Фото 19
В результате, подключить тот или иной проводник к штатной электропроводке стало просто и быстро – гораздо быстрее, чем писать эти слова.
На фото 20 (от АlexF) изображены три вида терминалов, включая терминал под провода сечением до 6 мм

Продолжение следует…

Написал Хома, август 2010.

Метки: , ,

Комментарии (10)

  1. megawat 51:

    очень интересные статьи) респект
    но интерес другои(недавно делал вольво 240 (полное востановление электрики)
    мне пришлось её всь переделать на наш лад( так вот вопрос приходилась ли вам тоже делать подобные переделки?)

  2. Homa:

    То megawat 51:
    А что именно вы переделывали на «наш» лад?

  3. megawat 51:

    слевой стороны у старои вольво(240) есть ( блин незнаю как даже назвать)))) типа соединения проводов ( на 1ну большую релюху ( вся оптика на ней )) так вот там произошол коротыш( пришлось вырезать данныи элемент и разводить проводку)так данный элемент сигнализировал на панели о перегорании лампочки) т.к. стоимость новой заоблачная (пришлось переделать посвоемому)

  4. Homa:

    DV:
    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, что за фирма инструмента?
    Хома:
    Точно не знаю (попробую уточнить), но кажется какой-то Тайвань

  5. Homa:

    То DV:
    Оставляйте комментарии под статьёй, под фотами они не отражаются в меню.

  6. Homa:

    То DV:
    В ближайшее время посмотрю, авось какие клейма найду на рукоятках

  7. Гоша:

    Классные статьи и пошаговые картинки, спасибо. Эта проблема меня тоже интересует давно. Периодически сам копаюсь в своем стареньком авто. Дополнительно к этой информации наткнулся на сайт, где есть интересные статьи и схемы, распиновки разъемов, коды ошибок http://www.elektrik-avto.ru.

  8. Kystari:

    http://kystari.ru/category/theory/osnovy-prakticheskojj-ehlektrotekhniki/ — электротехническая теория, кому интересно. Ну и много чего еще на моем сайте есть)

  9. stozaycev:

    Сам автоэлектрик и работаю на сто в Броварах, даже сайт свой создал https://sites.google.com/site/stozaycev/ . Просмотрел много материала на Вашем сайта, очень понравилось, и снято доступно в хорошем качестве. Буду следить за обновлениями.

  10. Сергей:

    У меня есть свои наработки по сигнализациям, если надо могу попробовать составить из них статью.
    С Уважением, Сергей с сто в Броварах)
    http://www.stozaycev.com.ua

Оставить комментарий