Ручной электро и пневмоинструмент гаражного мастера

1. Углошлифовальные машины. О некоторых моделях УШМ.
Резка металла — главная забава гаражника, который всерьёз занимается ремонтом автомобильных кузовов.
Без резки металла невозможно заменять смятые и сгнившие детали, а также заниматься постановкой заплат на место проржавевших дыр.
Резать металл можно разными способами — с помощью маятниковой пилы, ручных ножниц по металлу, электролобзика.
В гараже, однако, чаще других применяют углошлифовальную машину (сокращенно УШМ, или МШУ), известную под названием «болгарка»
Почему этот инструмент называют болгаркой? Есть такая версия: эти машины впервые появились у нас ещё в советское время. И были они болгарского производства. Отсюда и название.
В магазинах, торгующих электроинструментом, вы найдете великое множество углошлифовальных машин от разных производителей.
В инструментальных магазинах можно обнаружить даже модели с питанием от аккумулятора, под диск диаметром 115 мм. Например, от «Hitachi», или «De-Walt»
Эти машины вряд ли всерьёз заинтересуют гаражного мастера из — за относительной дороговизны и ограниченной мощности.
Но жулики оценят их по достоинству. Болгарка на аккумуляторах легко «перепилит» дужки висячих замков, или разрежет железный гараж.
Вернёмся, однако, к «нашим баранам» Главные параметры машины — это её электрическая мощность, а также габариты и вес. Мощностью определяется:
а) Рабочий диаметр абразивного круга, который можно установить в её шпиндель
б) Размеры и вес машины.
Абразивные круги имеют диаметр 115, 125, 150, 180, 220, 230, 250 мм и более.
Наиболее подходящими будут машины под круги диаметром 115 — 150 мм. Покупать большую мощную машину под большой отрезной круг вряд ли целесообразно. С большой машиной никуда не подлезешь. С большой машиной труднее справиться. Вот если заготавливать металлолом…
Электрическая мощность машин под круг диаметром 115-125 мм составляет 800-1000 ватт, обороты шпинделя 9-11 тысяч в минуту.
У этих машин обычно плавный пуск, у некоторых есть регулировка частоты вращения шпинделя. Габариты и вес (около 2 кГ) вполне приемлемые.
Далее.
Многие производители чётко делят машины на профессиональные и бытовые.Разница в цене между ними может оказаться весьма существенной. Разным будет и срок службы.
Теперь о некоторых марках углошлифовальных машин:
«Hitachi», «Makita», «Metabo», «De-Walt», «Bosch» — это довольно дорогие профессиональные модели. Выдерживают жесткую постоянную эксплуатацию в любых условиях. Служат долго и надежно.
«Skil», «Sparky», — относительно недорогие «полупрофессиональные» и профессиональные модели. Имеют оптимальное соотношение «цена/качество»
Достаточно надежные и долговечные машины.
Кстати, мне так и не удалось выяснить, что значит термин «полупрофессиональный»
По уверениям находчивых продавцов в инструментальных магазинах, «полупрофессиональный — это гораздо круче, чем бытовой, и только чуть хуже, чем профессиональный»
Теперь поговорим о производителях.
Производителей, конечно, гораздо больше, чем было перечислено выше.
В хозяйственных магазинах и на базарах есть дешёвые и добротные на вид бытовые машины марок «Bort», «Fort», «Sturm» и другие.
Не питайте особых иллюзий по поводу их выносливости. При жесткой эксплуатации они быстро «развалятся».
Некоторые фирмы специализируются на выпуске инструмента, в том числе и углошлифовальных машин, специально для ремонта автомобилей, например, «Festool» и «Rupes», в том числе и с пневмоприводом.
Это добротные и весьма дорогие инструменты для профессионалов.
1.1. Возможности углошлифовальных машин Болгаркой мощностью 800-1000 Вт вы сможете разрезать кузов любого автомобиля в любом месте. Арматура, пруток, уголок, профиль, водопроводные трубы тоже без проблем будут разрезаны на куски.
В шпиндель болгарки помимо отрезного круга можно зажать зачистной круг, лепестковый круг из наждачной бумаги, проволочную щётку, а также много всяких других, «продвинутых», и не очень, «прибамбасов»
1.2. Обзор абразивных и прочих кругов для УШМ (болгарки) Абразивные круги новых типов.
Начнем с отрезных кругов. Диски диаметром 125 мм выпускают толщиной 1,2 и 2,5 мм. Самым подходящим для резки металла будет круг толщиной 1,2 мм.
Он режет практически любой металл, как подогретый нож масло. Дает минимальную ширину реза.
Круг толщиной 2.5 мм менее предпочтителен для резки и чаще используется для зачистки сварных швов, а также для удаления ржавчины, старой шпатлевки и др.
Зачистные круги имеют толщину 6 — 9 мм и предназначены для грубой обдирки металла и зачистки грубых сварных швов на толстом металле.
Лепестковые круги из наждачной бумаги бывают с разной величиной зерна и предназначены для чистовой зачистки поверхности металла и сварных швов.
Отрезные круги, а также зачистные и лепестковые круги высокого качества при умеренной стоимости выпускает Лужский абразивный завод.
В продаже бывают также абразивы Белгородского абразивного завода. Поэтому нет никакого смысла искать импортные абразивы, за исключением каких — либо эксклюзивов, например, от фирмы «3М»
В некоторых случаях для зачистки металла применяют фибровый круг. Он очень эффективен при удалении старых покрытий и для зачистки тех же сварных швов.
Фибровые круги, так же, как и круги отрезные, бывают различных диаметров. Нас более всего интересуют круги диаметром 115 и 125 мм.
В продаже есть очень эффективные фибровые круги от фирмы «3М» В качестве абразива в них применяется новый минерал «Cubitron». Диаметр кругов 115 мм.
Круги имеют высокую производительность и износостойкость.
Проволочные щётки бывают дисковой и чашеобразной формы. Ими торгуют в инструментальных магазинах и на рынках. В моей местности чаще других попадаются железные щётки от якобы австрийской фирмы «Stayer»
Предназначены для очистки поверхностей от старых покрытий типа краски, антикоров и др.
Следует отметить, что проволочные щетки изготавливаются из проволоки разного диаметра и делятся по этому признаку на «мягкие» и «жесткие».
Довольно быстро изнашиваются, особенно при очистке ржавых поверхностей.
Проволочные щётки не слишком популярны у гаражных мастеров, и постепенно выходят из моды.
Из новых и весьма эффективных (и, разумеется, дорогих) материалов можно отметить зачистные круги «Clean & Strip» от фирмы «3М». В гаражах их называют «пенкой» Эти сиреневые круги сделаны из вспененного нейлона с объемным распределением зерен абразива. «Пенка» успешно конкурирует с железными (!) щетками, превосходя их по износостойкости. Рабочие обороты кругов «Clean & Strip» находятся в диапазоне 10 000 об/мин.
1.3. Приёмы работы болгаркой.Болгарка весьма эффективно режет любой кузовной металл.
Эффективность объясняется тем, что трение абразивного круга о металл разогревает последний почти до температуры плавления. Сопротивление размягченного высокой температурой металла тонкому абразивному диску значительно ниже, чем холодного. Поэтому резку ведут с заметным, но не чрезмерным давлением диска на разрезаемый металл.
Резать металл можно только по «прямой», не перекашивая диск в резе. Если нужны криволинейные резы, аппроксимируйте их кусочно — линейно.
Резку металла старайтесь вести «навстречу» вращению диска. В таком режиме машина более устойчива и не стремится вырваться из рук, что бывает при «попутной», то есть совпадающей с направлением вращения диска, резке металла.
Что касается работы с зачистными кругами, то здесь нет задачи разогреть металл до размягчения. Нажим также должен быть умеренным.
То же самое можно сказать о фибровых кругах и о кругах «Clean & Strip» Ими работают без сильного нажима.
1.4. Техника безопасности при работе с «болгаркой»Болгарка — довольно опасный инструмент. Чтобы не навредить себе, придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. Работайте в защитном прозрачном пластиковом щитке, иначе продукты резки металла и износа абразивного круга могут попасть вам в глаза. Старайтесь не снимать защитный кожух с болгарки без особой необходимости.
2. На руках должны быть краги или плотные кожаные перчатки. Хлопчатобумажные перчатки недостаточно предохраняют руки от снопов искр, возникающих при резке металла, и могут загореться.
3. Искры, возникающие при резке металла, могут поджечь бумагу, вату, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости.
4. Раскаленные частицы металла и абразивной пыли, попадающие на любые автомобильные стекла, намертво привариваются к ним. Удалить их бесследно невозможно. Поэтому старайтесь укрыть стекла тканью или бумагой.
5. Избегайте ситуаций, когда абразивный диск может заклинить в разрезаемом металле. Болгарку может вырвать из рук, а диск разлетится на куски.
6. Помните, что отрезной круг не воспринимает осевых усилий, только радиальные! Боковая поверхность круга не предназначена для работы.
7. Старайтесь не работать без защитного ограждения!
8. Не устанавливайте в вашу болгарку круг большего диаметра, чем это допускается инструкцией. Например, нельзя установить диск диаметром 150 мм в болгарку, рассчитанную под диаметр 125 мм.
Зачистку металла, строго говоря, можно вести только абразивным кругом толщиной не менее 6 мм. Однако, при известной осторожности, достаточно толщины 2,5 мм. Как показала практика, отечественные абразивные круги диаметром 125 и толщиной 2,5мм производства Лужского абразивного завода вполне подходят для этого.
1.5. Прямая шлифовальная машина (гравер)
Речь пойдет о разновидности прямой шлифовальной машины с относительно маломощным электроприводом, порядка 150 Вт, рассчитанной на применение абразивного инструмента под цанговый зажим диаметром 3 мм
Иногда такую машину называют гравером. Частота вращения цангового патрона регулируется и может достигать 15-35 тысяч оборотов в минуту.
Малая шлифовальная машина может с успехом использоваться для «разбуривания» коррозионных вздутий.
Эта машина может оказаться очень удобной в том месте, где другие инструменты применить или трудно, или невозможно.
Например. Вы собрались заварить или заделать шпатлевкой коррозионную «пробоину» относительно небольшого размера, допустим, 10-15 мм в поперечнике. Для болгарки здесь слишком мало места, а для гравера вполне достаточно. Абразивным камушком (шарошкой) вы обрабатываете края пробоины, то есть удаляете истонченный коррозией металл, затем зачищаете края отверстия до чистого металла. Осталось изготовить заплатку и заварить или зашпатлевать отверстие.
Что касается инструмента для малой шлифовальной машины, то его существует великое множество. Это абразивные и металлические шарошки различной формы и размера — цилиндрические, шарообразные, конические, дисковые. Имеются также щётки, как полимерные, так и металлические, и многое другое.
Гравер незаменим при ремонте мелких коррозионных повреждений.
Что касается производителей малых шлифовальных машин, то среди них мне не встречались «сильные» фирмы, вроде «Bosch» или ему подобных. Чаще всего попадались «Bort», «Fort», «Sturm» и прочие.
1.6. Электродрель и шуруповерт на аккумуляторах.
Мне несколько неловко писать о дрели как об инструменте, входящим в арсенал гаражного мастера. Дело том, что электродрель сейчас есть у кого угодно, даже если он не гаражник. То есть, вопрос о выборе и приобретении дрели давным — давно решен не только гаражниками, но и всеми остальными людьми. Поэтому мои рассуждения по поводу того, какой должна быть электродрель гаражного мастера, могут вызвать некоторую неловкость.
И, тем не менее, позволю себе некоторые замечания по поводу того, какой, на мой взгляд, дрель быть не должна:
1. Дрель не должна быть слишком мощной. Чем мощнее дрель, тем она тяжелее. С учетом того обстоятельства, что чаще всего вы будете сверлить отверстия диаметром 8 мм и меньше, вполне хватит мощности 300-500 Вт. Дрель такой мощности имеет как правило, регулируемые обороты до 2500 -3000 в минуту, и «самозажимной» патрон, в который можно зажимать сверла диаметром до 12-13 мм. Габариты и вес у такой дрели вполне приемлемые.
2. Если вы покупаете дрель для гаража, то не покупайте многофункциональную дрель, например, имеющую режим перфоратора (ударной дрели). Обычно покупка таких дрелей сопровождается примерно такими рассуждениями: «буду сверлить не только машину, а еще стены в гараже и дома, авось какие-нибудь шкафчики настенные вешать придется». На самом деле способность комбинированной дрели проделывать отверстия в бетонных стенах смехотворна. Для этих целей лучше всего иметь специальный перфоратор, который, шутя, будет «долбасить» вам любые «дыры» в любом бетоне.
Более того. Комбинированная дрель тяжелее и неудобнее обычной электросверлилки. Очень часто шпиндель в такой дрели вращается не на шарикоподшипниках, а на подшипниках скольжения.
В результате через короткое время шпиндель начинает «болтаться» в изношенных втулках.
3. По возможности дрель не должна быть одна. Хорошим подспорьем будет автономный шуруповерт с питанием от аккумуляторов. У шуруповерта есть режим дрели с оборотами шпинделя до 1500 в минуту. Он очень может пригодиться при сверлении отверстий в недоступных для сетевой дрели местах. Да и сборочно-разборочные операции также упростятся.
Кроме того, шуруповёрт может очень пригодиться при подготовительных работах, полировке и… для быстрого подъёма/опускания автмобиля. Об этом можно почитать на блоге Хомы-гаражника
4. Дрель не должна быть от сомнительного производителя. С учетом того, что после молотка дрель — самый востребованный инструмент, она должна быть надежной и вандалоустойчивой.
Последнее качество очень актуально, так как в суматохе гаражного бытия вы запросто можете уронить дрель, наступить на неё ногой, наехать автомобилем, случайно вылить на неё какую — нибудь гадость, и так далее и тому подобное.
В инструментальных магазинах можно купить профессиональные дрели от «Hitachi», «Makita», «Metabo», «De-Walt», «Bosch» , или популярную среди гаражных мастеров «полупрофессиональную» от «Sparki».
Помните, что даже профессиональную дрель при желании можно легко уконтропупить.
А бытовые дрели могут показывать чудеса выносливости и долговечности (см. дрель Кресс на фото)
Так или иначе, дрель будете выбирать, исходя из своих собственных соображений по этому поводу.
1.7. Электрический фен.
Если вы работаете в гараже зимой, то фен вам просто необходим.
Да и в теплое время года он не будет простаивать. С его помощью вы будете отверждать полиэфирную шпатлевку, сушить грунт и краску при мелком ремонте. Феном вы будете отогревать ледяные пробки в воздушных магистралях, а также заледеневшие на морозе руки и ноги…
Фен поможет раскрутить «прикипевшие» болты и гайки.
С помощью фена можно вести пайку оловянно-свинцовыми припоями, сваривать некоторые пластмассы.
Фен выбирайте по тем же критериям, что и другой электроинструмент.
Скажу только, что не применяйте бытовой фен, предназначенный для сушки волос. Он абсолютно не предназначен для эксплуатации в гараже и имеет низкую вандалоустойчивость
1.8. Пневматическая шлифовальная машина.Очевидным достоинством прямой пневматической машины будет её малый вес и небольшие габариты. Шпиндель пневматической машины может раскрутиться до нескольких десятков тысяч оборотов в минуту.
Прямая пневматическая машина имеет цанговый патрон под диаметр 6 и 3 мм и может работать с теми же инструментами, что и её электрический аналог.
Недостатком пневматической машины будет довольно большой расход воздуха, более 400 л/мин. Это значит, что даже не самый маленький компрессор будет с трудом обеспечивать воздухом такую машину. Например, в инструкции к пневматической машине от тайваньской фирмы «Sumake» (см. фото вверху) указано, что мощность компрессора, питающего этот девайс, должна быть не менее 3 л.с. Примерно такую же мощность имеет компрессор (с двухцилиндровой компрессорной головкой) «Ремеза», о котором написано в рубрике «Гаражное оборудование: общие вопросы»
Посмотрев на фотографии компрессора и почитав статью о нём, вы поймёте, что за удовольствие работать небольшой, но «прожорливой» пневматической машиной, вам придётся расплачиваться покупкой громоздкого и производительного компрессора, который к тому же будет едва справляться с поставленной задачей.

Продолжение следует…

Написал Homa, октябрь 2009

Метки: , , , , ,

Комментарии (11)

  1. Alexander Fedorov:

    Очень полезная статья! Есть три вопроса:
    1. Чем Вы полируете автомобиль? Во многих статьях есть упоминание о полировке.

    2. Присмотрел себе УШМ Makita 9555HN — смущает мощность 710 Вт. Хватит для кузовных работ или лучше поискать в вышеуказанных пределах 800-1000 Ватт?

    3. На что обратить внимание при выборе аккумуляторного шуроповерта (Makita или Hitachi) ?

  2. Homa:

    Александр, здравствуйте! Отвечу пока по-быстрому, т.к. планирую написать статьи по этому поводу.
    1. Полировку веду исключительно профессиональными пастами от ЗМ. Технология называется «Перфект ит 3″
    В принципе, в инете есть инфа и по пасте, и по технологии.
    А если коротко, то это 4 пасты: грубая абразивная №74, тонкая абразивная (доводочная) №75, безабразивная №76, защита блеска №77. В обозначении пасты указаны две последние цифры.
    По технологии Перфект ит 3 ведут полировку всех видов лаков и эмалей, как свежеокрашенных, так и старых, разной степени заветренности.
    Технология вкратце выглядит так: сначала поверхность готовят к полировке.
    Если окраска свежая (полностью просушеннуая и полимеризовавшаяся), то сначала с неё удаляют все дефекты окраски — потеки, пыль, сор, шагрень.
    Затем поверхность шлифуют вмокрую или всухую тонкими доводочными абразивами.
    Затем ведут машинную полировку двумя первыми номерами паст поролоновыми или шерстяными кругами от ЗМ. Затем вручную или машиной ведут неабразивную полировку, и затем вручную наносят пасту для защиты блеска.
    Если сделать всё по технологии, не облажаться и не лениться, то глянец получается просто фантастическим. Особенно эффектно полировать чёрные эмали и металликовые покрытия. Создаётся ощущение мокрого блеска. Но это всё очень непросто, с массой подводных камней…
    2. Насколько я знаю, эта Макита под круг 115 мм. Уточните, пожалуйста. Если это так, то вполне потянет и 710 Ватт.
    3. Чтобы аккумуляторы были не на 12 и не на 14 Вольт, а хотя бы на 18.
    Не берите модели с литий-ионными акк. Они пока что не слишком надёжны.
    Чтобы в комплекте был быстрый зарядник и 2 аккумулятора.
    Чтобы было 2 скорости в режиме дрели и моментная муфта на режиме шуруповёрта.
    Если это Макита, Метабо, Хитачи, Роберт Бош, то практически, всё это получается на автомате.
    Кроме аккума — у Бошей встречаются литиевые.
    Но, опять таки, это дело вкуса. Есть много народа, который любит экстремальноё новьё. Я тоже люблю экстрим и крайности, но здесь что-то не решился.
    Мой любимый девайс — Хитачи DS18DVF3. Я доволен им до поросячьего визга.

  3. Alexander Fedorov:

    Здравствуйте, Игорь!

    1. Насчет полировки — интересно также, какой полировальной машиной пользуетесь. В статье о ней ничего не сказано.

    2. Эта модель рассчитана на круги 125мм. Лучше найти что-то помощнее?

    Спасибо за ответы :)

  4. Homa:

    1. В качестве полировальной машины использую профессиональную модель от Спарки. Модель уточню, т.к. сейчас не помню.
    2. Я полагаю, этой мощности вполне достаточно, если резать кузовной металл. Да и другой тоже.
    Судя по моей Скиле мощностью 900 Вт, эта мощность даже избыточна. Резка любого металла отрезными кругами толщиной 1,2 мм происходит практически без натуги.
    Работа лепестковыми и зачистными кругами, пенкой и т.д. идёт ещё легче.

  5. Андрей:

    Приобрел такую минипневмомашинку и пневмозубило. Вот сейчас мучаюсь вопросом, нужна ли смазка ?

    Или вернее хочется совета как практики используют пневмоинструмент, может можно обойтись и без лубрикатора?

  6. Homa:

    Андрею:
    Обычно, во входной патрубок пневмомашины заливают несколько
    капель маловязкого масла, и — вперёд.
    Периодичность смазки — раз в смену, перед началом работ.
    В этом случае лубрикатор ни к чему.

  7. Владимир:

    Статья очень полезная, как и все статьи данного ресурса, но по поводу «В хозяйственных магазинах и на базарах есть дешёвые и добротные на вид бытовые машины марок «Bort», «Fort», «Sturm» и другие. Не питайте особых иллюзий по поводу их выносливости. При жесткой эксплуатации они быстро «развалятся». » хочу сказать следующее-
    владею УШМ «Sturm» 2 года, за это время ей было перепилено огромное количество арматуры, стального уголка, профнастила, кафельной плитки, и она все еще служит мне верой и правдой.

  8. Homa:

    Владимиру:
    Счастливчик!
    У меня развалилось три машины:
    Гравёр.
    Плоскошлифовальная машина.
    Дельтаобразная шлифовальная машина.
    Хотя я не вандал, и технику стараюсь беречь.
    Список можно продолжить:
    Дрель B&D
    Эксцентрик Kress
    Причём, все машины ремонтировались, пока это было возможно.
    Да, чуть не забыл!
    Болгарка Sparky-развалилась прямо в руках.

  9. Владимир:

    на счет Эксцентрик Kress я сильно удивлен. фирма очень даже хорошая, на работе у меня перфоратор данной фирмы,……. скажу одно он неубиваемый, работает примерно 3 дня в неделю в течение уже лет так 4. ну и по поводу УШМ буквально на прошлой неделе опять ее мучал, срезал порог гнилой на 2106, работает как новенькая, даже щетки еще не менял которые кстати в комплекте шли запасные. полагаю что «кому что попадется». до этого были УШМ убивались буквально за пол года,ударная дрель Sparky смогла просверлить только 50 отверстий в бетоне после чего начала медленно но верно разваливаться, шуруповерт Sparky тоже умер за пол года.

  10. stozaycev:

    На счет Спарки, полностью с Вами согласен. Качество неахтишное… Сам использовал данный инструмент несколько лет назад.

  11. Homa:

    Сейчас можно купить «за недорого» Хитачи, Метабо, Макиту — спасибо нашим китайским друзьям

Оставить комментарий