Замена помпы (водяного насоса) на двигателе Ваз — 2112, установленного на Ваз — 2109

Человек всё время чем-то недоволен. Ездил на «шестёрке» — был не доволен тем, что стартер снять сложно. Особенно, если стоит он на трёх болтах. Надо лезть под машину, и в грязи и неудобстве выворачивать проклятый болт.

Зато водяной насос менять было быстро и просто. Но на этот факт  человек почему-то не обращал внимания.

Но только до тех пор, пока не пришлось ему как-то менять водяной насос на автомобиле Ваз – 2109 с двигателем Ваз -2112

Мда.  Вот тут человек всмомнил, как ему легко и хорошо жилось с «шестёркой»!

И опять, как и прежде, он не радовался тому факту, что стартер на «двенашке» меняют на «раз-два!»

В общем, достоинства и недостатки решительно поменялись местами, что, собственно, есть норма жизни.

Ну ладно. От слов перейдём к делу, господа гаражники.

 

1. Признаки неисправности.

Как это часто случается с отечественным автомобилем, вдруг ни с того ни с сего начал «уходить» тосол – по поллитра в день.

Тут же кинулись осматривать шланги, хомуты, расширительный бачок. И ничего подозрительного не нашли.

 

Более внимательный осмотр показал, что передняя крышка кожуха ГРМ почему-то стала сырой. Не везде, а в некоторых местах – вокруг крепёжных болтов, возле смотрового лючка, вдоль разреза (у нас стоит распиленная пополам передняя крышка). А на поддоне двигателя повисла грязно-синяя капля. 
Появилась, наконец, и подходящая гипотеза – «водяной насос дал течь»
Ну что ж, насос так насос! Будем посмотреть.
Отщёлкнули смотровой лючок ремня ГРМ, и сразу увидели неладное: ремень оказался мокрым, и вдобавок ободранным с краю до полиамидного корда.
Более того. Когда попробовали его пошевелить, то оказалось, что ремень не натянут и типа болтается… 
Мда. В горле пересохло, а на языке появилась медная горечь. Человек понял, что легко не отделаться, и что предстоит сделать какой – то не слишком простой ремонт.

2. Снятие водяного насоса.

Чтобы снять водяной насос, нужно проделать довольно много работы. Как тут не вспомнить «шестёрку» — там это делается без особых проблем.

В двигателе Ваз – 2112 насос «спрятан» значительно глубже, и объём работ по его снятию соответственно больше. Хотя бы потому, что для этого придётся до последнего винта разобрать привод ГРМ.

В принципе, о том, как разбирают привод ГРМ,  написано в статье «Замена прокладки ГБЦ двигателя Ваз – 2112»

Тем не менее, есть некоторые отличия. Поэтому есть смысл описать процесс снятия насоса подробно:

а) Ослабляем колёсные гайки переднего левого колеса.

б) Поднимаем автомобиль домкратом и снимаем колесо.

в) Выворачиваем саморез крепления брызговика двигателя так, чтобы был доступ к шкиву коленвала.

г) Ослабляем крепление генератора к планке и выворачиваем длинный тонкий болт натяжителя ремня генератора. Затем тянем за ремень вверх так, чтобы генератор почти упёрся в двигатель.

д) Отворачиваем болт крепления шкива двигателя. Сделать это просто так не удастся – проклятый болт будет проворачиваться вместе с коленвалом.  Чтобы застопорить коленвал и вывернуть проклятый болт, придётся воспользоваться услугами помощника. Помощник должен сесть в автомобиль, включить четвёртую или пятую передачу, и хорошенько нажать на педаль тормоза. А вы, приложив хорошее усилие,  ключом на «17» с удлинителями вывернете проклятый болт. 

Если у вас нет помощника, то можно использовать  ступичный ключ, надвинутый на ступичную гайку, а концом ворота упёртого в гаражный пол или в мёрзлую землю. При этом должна быть включена четвёртая или пятая передача.

Более подробные пояснения по поводу ступичного ключа и инструментов для отворачивания болта шкива коленвала читайте в статье: «Ваз 2112: замена прокладки ГБЦ, ч.1, ч.2»   

е) Аккуратно снимаем шкив коленвала, попутно высвобождая его из ремня генератора.

ж) Ставим под поддон двигателя опору – винтовую домкратную стойку, стопку кирпичей, или любую другую комбинацию, собранную из гаражного хлама. Главное – чтобы это всё было надёжно. И чтобы поддон опирался на деревянную прокладку.

и) Начинаем медленно и аккуратно опускать штатный домкрат. Опора, установленная под двигателем, упрётся в поддон. Двигатель начнёт «подниматься»  Наконец, машина «повиснет» на опоре под двигателем. Штатный домкрат оставляем на месте в качестве страховки.

к) Теперь можно будет снять переднюю крышку кожуха ГРМ, а затем до последнего винта разобрать привод ГРМ, и снять ролики, ремень, зубчатые шкивы распредвалов, заднюю крышку кожуха ГРМ.

 

3. И что же мы увидели…

Картина была следующая:

Вся внутренняя полость кожуха ГРМ была покрыта чёрной влажной кашей из тосола и истёртого ремня.

Ремень потерял натяжение и болтался от лёгкого покачивания пальцами.

Почему так произошло?

Потому, что в результате разрушения подшипника вал водяного насоса «перекосило», ремень потерял натяжение и стал как бы «съезжать» с зубчатого шкива. Ролики до некоторой степени удерживали ремень на месте и не позволяли ему «съехать» окончательно.

В результате на ремне появилась «выработка» — истёртый краем натяжного ролика участок.

 

4. Какие могли быть последствия?

Самые ужасные: ремень был близок к тому, чтобы соскочить с зубчатых шкивов. В этом случае неизбежна «встреча» поршней с клапанами со всеми вытекающими последствиями – снятием ГБЦ и заменой загнутых клапанов. А может быть, чего-нибудь ещё.

Поэтому не надо искушать судьбу – как только вы поняли, что водяному насосу – «кирдык», глушите двигатель и отправляйтесь на ремонт – исключительно на «лямке»

Разумеется, это всё справедливо для двигателя 1500 без доработок поршней. Если у вас двигатель 1500 с доработанными поршнями, или двигатель 1600, то такой опасности нет. 

 

5. А насос-то не снимается!

Да, разобрали полмашины, перемазались по самое немогу, и нате! Насос не вытаскивается!
В чём дело?
У водяного насоса широкий зубчатый шкив. В результате край шкива «упирается» в лонжерон, и вытащить насос не получается.

Однако, в этом деле может помочь монтажка, или даже лом. Сами знаете, «против лома нет приёма». Не забудьте только проложить деревяшку между ломом и лонжероном – иначе на нём будет вмятина и ободранная краска. Вся раскладка хорошо видна на фото.

 

6. Ставим новый насос.

Перед тем, как поставить новый насос, необходимо тщательно удалить старую прокладку. Делать это можно сапожным ножом и скребками, если прокладка «присохла» к блоку. Процедуру делайте аккуратно и не снимайте с блока чугунную стружку.  

Новая прокладка обычно продаётся в комплекте с насосом. Если её там нет, то купите.  Лучше паронитовую. Не поленитесь примерить её к насосу – совпадение отверстий на прокладке и фланце нового девайса должно быть полным.

Паронитовую прокладку можно ставить без герметика. А вот картонную лучше смазать герметиком с двух сторон, установить её на помпу, а затем уже ставить на блок.

Новый насос не «лезет» на место, поэтому, как и при снятии старого, пользуйтесь тем же старым добрым ломиком или монтажкой.

 

7. Далее.

Далее – собираем привод ГРМ. Причём, ставим новый ремень – старый сильно истёрло о ролики.

О всех особенностях сборки привода  написано в статье «Ваз – 2112: замена прокладки ГБЦ, ч.1, ч.2» Да и в Интернете об этом понаписано столько, что я удивляюсь, как это он не лопнул до сих пор. Да и книги всякие к тому же.

 

8. Кое-что ещё. 

Не буду большим оригиналом, если скажу, что перед началом демонтажных работ необходимо слить охлаждающую жидкость.

Делать это очень неудобно, особенно, если это делать в тесном моторном отсеке Ваз – 2109: до сливной пробки на блоке не добраться вовсе, да и на радиаторе в общем тоже. Поэтому, можно поступить радикально – слить тосол через… водяной насос.

Для этого ставите под поддон двигателя широкую и низкую ёмкость вроде банного тазика, и затем отворачиваете болты крепления водяного насоса. Аккуратно отделяете насос от блока так, чтобы тосол несильной струёй стал вытекать из блока. Попутно корректируете положение посудины так, чтобы тосол лился в неё, а не на загаженный пол или мёрзлую землю.

Тосол после отстоя и фильтрации можно использовать повторно.

Кстати, потери тосола составят не более полулитра. Если, конечно, вы были достаточно расторопны и осмотрительны.

Автомобиль для ремонта любезно предоставил М. Орлов.

 

Написал Homa, 31 декабря 2009 г.

 

 

Метки: ,

Комментарии (34)

  1. Денис:

    Большое спасибо за подробное описание процесса снятия, весьма ускорило работу. Только есть один вопрос, зачем разбирать привод ГРМ до последней гайки и зачем снимать шкивы распредвалов? Я полагаю что ради того чтобы снять заднюю крышку защитного кожуха привода, а нужно ли это для замены помпы??

  2. Homa:

    Денису: к сожалению, задняя крышка не позволяет вытащить насос. Штатные отверстия слишком малы для этого.
    А не снимешь шкивы, не снимешь и заднюю крышку. Вот и приходится заниматься этим садомазо, чтобы чтобы добраться всего лишь до водяного насоса.

  3. Денис:

    ОК! Поменял я помпу, ох и геморное это дело, стоит заметить о двух нюансах, двигатель как не удивительно 2112 (16кп) стоит. (машина не моя, нюансов не знаю) 1) Устраивать приключения с опусканием двигателя на опору не пришлось, помпа со шкивом довольно легко вышли сами, места хватило 2) Снимать шкив коленвала не обязательно, заднюю крышку привода ГРМ можно итак снять, ремень мешает при этом совсем немного :) весьма советую приобрести специнструмент «стопор шкивов распредвалов» значительно облегчает их откручивание :)

  4. Homa:

    Денису: 1. Да,согласен, в некоторых случаях «везёт» и помпу выдирают без приключений вроде опоры под двигателем. Лично мне не везло — даже передней крышки кожуха ГРМ не мог снять без приключений.
    2. Шкив коленвала пришлось снимать, т.к. в нашем случае, кроме помпы, надо было менять ремень. И ещё. Если опускать двигатель на опору, то шкив может упереться в лонжерон, что не есть хорошо.
    3. Специнструмент — отличная вещь вообще, и для шкивов в частности. Со стопором шкивов гораздо меньше шансов накосячить.
    Пользуюсь самодельным. К сожалению, гаражники чаще всего имеют стопора шкивов 21083. А они не подходят к 2112

  5. Денис:

    Про верхнюю крышку кожуха ГРМ надо отдельную тему создать :) я и снимать замучился, и одевать, снял только после того как почти целиком разобрал привод ГРМ, а вот одел после полной сборки совершенно случайно, до этого мучился около 30 минут с ним …….. Кстати по мере сборки в силе отсутствия опыта работы с 16кп двигателем от 12ой столкнулся с проблемой выставления момента зажигания на шкивах, на шкивах распредвалов никаких проблем возникнуть и не должно, а вот с шкивом коленвала ломал голову «где же там метка»….. в итоге заглянул в окно картера сцепления и увидел метку на маховике и ее соответстие с меткой в окне, кстати очень понравилось дополнение, метка на маховике была окрашена в яркий цвет краской, что очень помогло, если учесть что увидеть что либо в окне картера проблематично…….. Вообщем еще раз спасибо за посты и комментарии, очень понравился блог, думаю еще много раз зайду судя чтобы посоветоваться :)

  6. Homa:

    Денису: 1. Согласен, передняя крышка достойна отдельной темы. В моём случае крышка была распилена, а в нижней части изнутри удалена часть рёбер жесткости — фото есть в статье «Замена прокладки ГБЦ Ваз — 2112″ Эта доработка несколько облегчает снятие проклятой передней крышки кожуха ГРМ.
    Что касается меток ВМТ, то согласен — на маховике сцепления самая точная. А то, что на ней была яркая метка — это большое везение.
    2. Спасибо, заходите ещё. Думаю, будет ещё что-нибудь интересное.

  7. семен:

    привет,,, нужна помощь. поменял помпу (Ваз 09 карбюратор 96 год) ремень натянул вроде нормально, риски выставил, но не с очень высокой точностью, погрешность в 2-3мм. заводить а она в отказ, крутит и не хватает даже. может точней риски поставить или как быть??????
    помогите пожалуйста

  8. семен:

    и можно ли самостоятельно отрегулировать зажигание????
    спасибо!

  9. Моторист:

    обязательно!!!!ставь точно по меткам колено по маслонасосу(риска)или маховику ,распред по железной крышки!

  10. Сергей:

    Homa привет!Сайт очень позновательный много можно почерпнуть.У меня приора сегодня вот тоже по меняли помпу\вернее ГРМ\Течь не текла а когда крутнули она клинит.Решили поменять.Пригодились некоторые твои советы,спасибо.Ещё бы подсказал бы как выбить по правильней катализатор высверливать или весь потрошить???

  11. руслан:

    короче такое дело,ездил на воде воду слил на ночь вода осталось и замерзла в печке и в помпе,как быть?

  12. Homa:

    Руслану: если залить даже ледяной тосол, то водяной насос оттает — тосол растворяет лёд. А если тосол комнатной температуры, то это ещё лучше. А вот печку может быть и распёрло.
    По-любому, если машину отогреть негде, надо заливать тосол.

  13. Юрий:

    Кроилово ведет к попадалову…

  14. Виктор:

    Что-то непонятное с системой охлаждения, из печки постоянно холодный воздух , хотя температура рабочая, и машина прогревается очень быстро минуты 2 и уже 90 . Непойму толи пробка толи еще что-то. ВАЗ-2114 Друзья грешат на помпу ,

  15. Homa:

    Виктору: очень похоже на воздушные пузыри в системе

  16. kew:

    ремонт ВАЗ скачать

  17. Костя:

    огромное спасибо тому кто составил эту статью!!!=)))теперь я смогу поменять помпу….спасибо=))

  18. Александр:

    Вчера менял помпу тоже столкнулся с 3 проблеммами.

  19. Александр:

    1 проблемма: Не мог снять помпу. Решение: Под левую опору двигателя поставил домкрат прям под крестовину ( Ну заглянув снизу сразу увидите её ) ПРиподняв двигатель помпа вышла легко. 2 проблемма: когда стал прикручивать помпу на место Болты ни как не входили в пазы. Решение: Перед тем как ставить помпу обязательно сравните Отверстия под болты в помпе с отверсиями в металической защитой кооторая прикручивается сверху помпы с теми же пазами ( 3 болта ) 3 проблемма: Установив все на место ( метки где ГРМ все совпадают по книже ) Но метку на моховике ни как выставить не могу ровнял по риске но не как не получается. Если ставить по риске на маховике все остальное сбивается. Зажигание не регулировал вообще. Сняв трамблер все оказалось как надо. Вынув 1 свечку тоже поршень стоял на месте. Но машину так и не заводится в чем проблемма так и не пойму. (

  20. Александр:

    Решил 3 проблему. Когда все метки стоят в норме двигатель работает очень плохо как бутда без 1 целиндра. Сделал разницу в метках на валу где находится ролик для ремня генератора на один зубчик назад. Вроде стало получше работать НО мне один фик не понравилось. Я уже не знал что делать, думал что компрессии нет. Вывернул все свечи прокалил их. Поставил их на место. Машина стала работать как часы. Такчт проблема была в том что метки в книжке оказались не для моего движка Разница была в 1 зубчике. Желаю всем удачи в ремонте наших кирагазов )

  21. Еркин:

    Привет .Поменял я помпу, ох и геморное это дело, тепер звук дает отчего?или смазат надо?

  22. евгений:

    при замене помпы,ремня или натяжного ролика,желательно поменять 2 шкива (верхний и нижний) — цена в среднем за пару 120 руб.потому что они тоже имеют свою выработку.и если потекла помпа,то обычно разбалтывается натяжной и его тоже надо менять,и обязательно посмотрите шпильку,если ей «борода» — делов на 10 минут купите рем шпильку(20 руб) и мечиком нарежте новую резьбу.Зато потом никаких проблем не будет.а прокладку для помпы надо брать пробковую — как на винной бутылки.

  23. евгений:

    зажигание!!!!!! заедь в любой сервис отдай 50 рублей.стробоскобом отрегулируют.

  24. Саша:

    У меня приора. Создается вопрос… На каком пробеге должна меняться помпа?

  25. евгений:

    привет вот сталкнулся с этой проблемой с чего начать даже незнаю подскажите

  26. евгений:

    потекла помпа на 12 не разу не делал что делать подскажите счего начать

  27. Юрий:

    Прочитать вышенаписанную статью…

  28. Алексей:

    Доброго дня всем ВАЗОВЦАМ.Вчера в районе ГРМ захрустело,периодично как-то(((До этого месяца 2 назад сам менял ремень ГРМ.
    Вышел в интернет,наткнулся на этот сайт, хорошая статья,выписал необходимое,что надо купить,пойду попробую поменять.По результатам проделанной работы отпишусь)))

  29. Алексей:

    действительно подшипник в помпе расшатался,ремень сточен был на 5 мм и от него черная пыль по всей защите
    …на 3 день сделал все, если учесть что делал на улице,перед домом. с первого раза выставили ремень и мотор заработал.
    Хороший опыт))))Спасибо за статью!!!!

  30. Николай:

    нахрен… в сервис поеду….

  31. Николай:

    Спасибо снатоку.Помогла ваша информация.поставил новую помпу шум пропар.мотор как часики работает.без посторонего шума.

  32. Виталий:

    Сегодня загнал свою 09 для установки двиг-ля 2112 — жду результатов. Есть только одно сомнение по-поводу крепления двигателя: кто-то говорил, что нужно усиливать родные десяточные крепления. Что скажите?

  33. Умник:

    Виталий:
    21 Март 2012 в 21:30

    Сегодня загнал свою 09 для установки двиг-ля 2112 — жду результатов. Есть только одно сомнение по-поводу крепления двигателя: кто-то говорил, что нужно усиливать родные десяточные крепления. Что скажите?

    Скажу что вопрос не в тему!!!

  34. Homa:

    Чой-то я не замечал каких-то особых опор…
    Так, железяки как железяки, как у девятки, грязные и ржавые

Оставить комментарий