Ваз 2112: замена прокладки ГБЦ, часть 1
Предварительные замечания по поводу болтов и прокладки ГБЦ.
Выход из строя прокладки ГБЦ у двигателя Ваз 2112 — не такое уж редкое событие.
И это понятно — прокладка работает в довольно тяжёлых условиях, в мощном двигателе с высокой степенью сжатия, и рано или поздно, выходит из строя.
Вот и в нашем случае прокладку «пробило» по водяному каналу (это хорошо видно на фото).
Из выхлопной трубы повалил густой белый дым с резким запахом технического «парфюма»
Автомобиль «выпил» около 2,5 л тосола, проехав от Стрелки до Комсомольской улицы (это в Нижнем Новгороде)
Стало понятным, что замены прокладки ГБЦ не избежать.
Строго говоря, пробег двигателя составлял около 60 тысяч километров, и прокладка ГБЦ, по моему мнению, «дала дуба» преждевременно.
Какими могут быть причины преждевременного выхода из строя прокладки ГБЦ ?
Их много, но основными будут две:
- Перегрев двигателя.
- Неправильный монтаж ГБЦ.
Рассмотрим эти причины несколько подробнее.
Перегрев двигателя.
Основная, и самая банальная причина перегрева - недостаточное количество охлаждающей жидкости, возникающее из — за утечек.
Утечки — не такая уж редкость. Герметичность системы охлаждения отечественных автомобилей всегда оставляет желать лучшего. «Девятка» (в особенности не новая), на которой нет утечек тосола — скорее исключение, чем правило. И в первую очередь, от недостатка тосола страдает ГБЦ, так как расположена в самой высокой точке системы охлаждения (подогревной корпус дроссельной заслонки не в счет). Выше её расположен только расширительный бачок. Поэтому, если в бачке нет тосола (а мы всё равно едем, не придавая этому особого значения), возможно, его нет и в ГБЦ. В остальных местах — в блоке цилиндров, радиаторе, он есть. А в ГБЦ — нет. Или есть, но вперемежку с воздухом. Это приводит к местным перегревам и не фиксируется термометром на щитке приборов.
Кстати, косвенный признак недостаточного уровня охлаждающей жидкости в ГБЦ — печка перестаёт подавать тепло.
Перегреву также способствуют неисправности в системе выпуска отработавших газов. Например, если расплавлен катализатор (конечно, если таковой имеется) и «проходимость» системы выпуска уменьшена.
Или если свечи с неправильным калильным числом, или топливо ненадлежащего качества….
Неправильный монтаж ГБЦ.
В первую очередь, это означает, что болты, которыми крепится ГБЦ к блоку цилиндров, затянуты неправильным моментом.
Например, если болты затянуты моментом меньшим, чем нужно, это значит, что прокладка будет недостаточно «обжата» и скорее рано, чем поздно, потеряет герметичность. Вода, масло и выхлопные газы получат возможность просачиваться через образовавшиеся неплотности. Если процесс «пошёл», то есть в неплотности устремились рабочие жидкости и газы, то прокладка ускоренно деградирует. Это приводит к тому, что утечки ещё более усиливаются.
Затяжка болтов «не по схеме» также способствует образованию неплотностей, и, как следствие, утечек рабочих жидкостей.
Болты крепления ГБЦ к блоку цилиндров.
Вспомним теперь, как и в каком порядке затягивают болты ГБЦ двигателя 2112:
- Все болты затягивают моментом 2 кг/м по схеме.
- Доворачивают все болты на 90 градусов по той же схеме.
- Ещё раз доворачивают болты на 90 градусов по той же схеме.
Теперь о том, что из себя представляют штатные болты двигателя 2112
Это болты М10, шаг резьбы 1.25мм, длина стержня 98 мм. При затяжке по указанной методике болты достигают предела текучести.
Это значит, что при попытке затянуть болты ещё сильнее момент затяжки не растёт, а остаётся стабильным.
Это происходит потому, что болт начинает растягиваться, или “течь”.
Если попытаться закручивать такой болт дальше, то всего скорее, он оборвётся.
Зачем доводить болты до предела текучести?
Это позволяет стабильно прижимать прокладку ГБЦ даже тогда, когда она дала некоторую неизбежную при эксплуатации двигателя “усадку”.
Отпадает необходимость в периодической подтяжке болтов крепления ГБЦ.
Отличия в болтах, моменте затяжки и прокладках ГБЦ ”накрытого” двигателя.
“Накрытым” называют двигатель 21083, на который поставили ГБЦ 2112 Это значит, что наряду с другими отличиями, у “накрытого” двигателя другие болты крепления ГБЦ и другая прокладка, нежели у штатного 2112
Рассмотрим это всё подробнее:
Болты крепления ГБЦ.
Болты крепления ГБЦ у накрытого двигателя — это укороченные болты двигателя 21083
Болты 21083: длина стержня 135 мм, резьба М12, шаг резьбы 1.25 мм. Их укорачивают болгаркой до длины 98 мм и — вперёд!
Но есть одно но. Эти болты невозможно довести до предела текучести (потому, что они толще, чем штатные болты 2112), если затягивать их по методике 2112 (см. выше)
Если посмотреть на то, как тянут болты на ГБЦ двигателя 21083: сначала 2кг, потом 7 кг, потом доворот на 90 градусов, потом ещё один доворот на 90 градусов, то становится понятным, что и так тянуть ГБЦ накрытого двигателя нельзя!
Почему? Хотя бы потому, что укороченный болт вворачивается в блок на меньшую глубину, нежели штатный болт 21083. Значит, резьба в чугунном блоке может не выдержать чудовищного момента затяжки.
Так как же быть?
Был выбран компромисс: сначала все болты тянули моментом 3 -4 кг/м по схеме, а затем 12 кг/м по той же схеме. Так же, как у Ваз 2106.
Полагаю, что болты не были доведены до предела текучести и что потребуется их подтяжка в процессе эксплуатации двигателя.
Прокладка ГБЦ.
Какую прокладку можно использовать в ГБЦ накрытого двигателя? Лучше, если это будет прокладка ГБЦ от двигателя 21083.
И вот почему.
Штатная прокладка 2112 имеет отверстия под болты 10 мм. Это значит, что вам придётся дорабатывать отверстия прокладки 2112, чтобы в них “влезли” толстые укороченные болты 21083. Поэтому, чтобы не делать лишней работы, смело ставьте прокладку 21083.
Написал Homa, апрель 2011
7 Июль 2013 в 08:09
[...] Как производится замена прокладки головки блока цилин… [...]