ЖИЛ-БЫЛ БАМПЕР, или кое-что по ремонту пластмасс ч.1

ЖИЛ-БЫЛ БАМПЕР, или кое-что по ремонту пластмасс ч.1

Многим автомобилистам наверняка приходилось не раз ломать эту весьма хрупкую деталь авто, и, выходя — осматривать повреждения, нанесенные ей либо оппонентом, либо просто природой — снегом, камнем, канавкой… Зачастую эта капризная штучка разлетается на множество осколков, и те счастливчики, которые догадались их собрать в полиэтиленовый мешочек, имеют неплохие шансы восстановить деталь до прежнего состояния. Причем своими силами, в своем гараже, своими же руками.
Попробую описать этот процесс нормальным человеческим языком, без всяких научных терминов и понятий — кому их надо, тому Гугл в помощь, нам же важен результат.
Что важно знать тому, кто попытается самостоятельно отремонтировать детали из пластика?
Любая деталь, будь это бампер или накладка стойки ветрового стекла, имеет маркировку — на своей тыльной стороне.
Она обычно выглядит так:
=РР+ЕР=, = EPDM=, =ABS=, =PP+EPDM=
…ну и так далее.
Самым распространенным, по моему мнению, является полипропилен РР и его модификации. О них и поговорим.
В недалеком прошлом весь ремонт пластиковых бамперов сводился к виртуозному владению паяльником — других вариантов просто не существовало. Но упал «железный занавес», стали проникать в страну сначала узкогла… — японские автомобили, потихоньку за ними — европейцы, которые, собственно, на своих крыльях, а точнее — бамперах, принесли новые способы их ремонта.
По сути дела, способов два — склеивание специальными (обычно двухкомпонентными) клеями, и сварка при помощи горячего воздуха.
Сами источники горячего воздуха — термовоздуходувки — уже присутствовали на российком рынке, в сегменте строительного инструмента, но никто не догадывался, что можно их ипользовать в авторемонте.
В настоящее время некоторые, особо продвинутые гаражники имеют в своем распоряжении и не один строительный фен (будем его так величать), а несколько (!). Но мало иметь фен, нужен еще кое-какой инструмент, а главное — знать технологию ремонта. Перечислю то, без чего вряд ли можно браться за ремонт:
1. Собственно — фен.
2. Насадки на фен.
Нам достаточно двух, хотя в продаже их существует великое множество…
3. Шлифмашинка или дрель с резиновым кругом на липе под абразив - для подготовки зоны ремонта и удаления впоследствии лишнего пластика.
4. Дремель (гравер) с бором шириной 3-5мм, желательно со скругленным концом — для пропила канавки под пластиковый электрод.
5. Материал для ремонта - электроды для сварки пластика фирмы «Штайнел» — продаются в сетях магазинов «Энтузиаст» и им подобных.
Так же существуют плоские электроды (метражом) — они черного цвета (где их искать не подскажу — сам покупаю в автосервисе). Но их можно заменить полосками того пластика, который собираетесь ремонтировать: главное — аккуратно изготовить «лапшу».
Полагаю, не лишним будет напомнить, что полипропилен не будет свариваться электродами ABS, и наоборот, это как пытаться сварить алюминий стальной проволокой — брызг и искр будет много, а толку — ноль.
Теперь — последовательность действий: мойка детали будет не лишней, но сильно упираться не стоит, так как в местах приварки электродов нам все равно придется подчищать абразивом.
Этим мы создаем не только риску, необходимую для процесса, но и снимаем все возможные «жиры» на поверхности — от дорожных «коктейлей» до смазок с литьевых форм.
Итак — маркировка бампера найдена — это PP+EPDM, этот пластик прекрасно сваривается стержнями и лапшой РР.
Так как у нас множество осколков, еще нужно из них грамотно собрать «пазл», чтобы потом не пришлось пилить и клеять… В этом нам поможет, как ни странно… паяльник! С его помощью из осколков собираем на «прихватках» то, что в дальнейшем и будет «не битым» бампером.
Модель собрана, пора приступать собственно, к сварке.
Короткими отрезками через промежутки в 50-70мм свариваем трещину поперек при помощи фена с насадкой круглого сечения. Это будут усилители, которые в дальнейшем смогут нести на себе основную нагрузку и придавать нужную форму бамперу.
Бампер собран, но вот незадача — не хватает нескольких фрагментов, в данном случае — двух. Ничего страшного, эти отверстия перекрываем несколькими отрезками «лапши» вплотную друг к другу, все равно по наружке ляжет шпатлевка по пластику (у нас это будет U-Pol )
Переходим к лицевой части: по контурам трещин дремелем (гравером) выбираем канавку на ширину круглого электрода, глубиной примерно пару милиметров.
В неё при помощи фена, уже с двумя насадками, вплавляем круглые электроды серого цвета. Можно вплавлять заподлицо, а можно так, чтобы оставался бугорок — без разницы, все равно места сварки снаружи нужно пройти абразивным кругом, для получения ровной поверхности.
Затем всю плоскость места ремонта проходим орбиталкой, абразивом 80, для создания наилучшего зацепления с наносимой впоследствии шпатлевкой.
Бампер готов.
Если вы дружны с руками и головой, шпатлюйте и подготавливайте (а затем и окрашивайте) сами, если нет — ходите к специалистам, ремонтируйте дальше у них.
Для первой категории возможно и будет следующая статья, теперь уже — об окраске…

Продолжение следует…

Написал Юрий, апрель 2012

Ещё пример ремонта бампера с фотами от Юрия здесь

Метки: , , , ,

Комментарии (7)

  1. Homa:

    Для желающих посмотреть фотки + почитать пояснения от Юрия — пожалуйте на форум http://www.lscaping.ru/viewtopic.php?f=23&t=188

  2. Homa:

    Юрий, здравствуйте!
    Ремонт «безнадёжных» с точки зрения сервиса бамперов — это здорово.
    Однако, окраска пластмассовых деталей — тоже очень существенный момент.
    Поэтому, не откажите в продолжении.
    Ждём-с!

  3. Юрий:

    Здравствуйте, Хома!
    Продолжение, конечно, следует. Однако, немножко Вы поторопимшись, вывесив статью, и не дождавшись фото. Просто не смог их отправить, решив отложить до вечера — а тут -»хоп!» и статья на месте… Я думаю, что дело поправимо, не так ли?

  4. Homa:

    То Юрий:
    Никаких проблем!
    Вставим любые фото.

  5. Юрий:

    Отправил двумя «посылками», ждём-с…

  6. Артур:

    Юрий ты из Харькова???

  7. Homa:

    Артуру:
    Юрий из Екатеринбурга…

Оставить комментарий